Машина некоторое время стояла на парковке, после чего, из-за сложностей с логистикой и транспортировкой отправилась морем в ОАЭ, а затем транзитом через Иран в Астрахань с целью возврата как личного имущества в РФ
Наталья Лебедева с семьей 28 сентября 2022 года на своем Range Rover Sport через пост Каменный лог пересекла границу Белоруссии и Литвы, чтобы попутешествовать в странах Евросоюза. Выезд был осуществлен без оформления пассажирской таможенной декларации и без заявления на идентификацию товаров для личного пользования в соответствии со ст.265 TK ЕАЭС.
Однако из-за ограничений, наложенных недружественными государствами EC, в определенный момент перемещаться на российских госномерах по территории союза стало затруднительно. Машина некоторое время стояла на парковке, после чего, из-за сложностей с логистикой и транспортировкой отправилась морем в ОАЭ, а затем транзитом через Иран в Астрахань с целью возврата как личного имущества в РФ.
Во время нахождения в Дубае в соответствии с местным законодательством была временно произведена регистрация автомобиля. При этом он не был снят с государственной регистрации в России. В итоге Range Rover через Иран прибыл на судне «Габдулла Тукай» в Астраханский морской порт. Машину поместили на временное хранение.
Наталья 5 августа уже 2024 года направила начальнику Астраханского таможенного поста местной таможни заявление с требованием о выдаче транспортного средства со склада временного хранения и приложила все необходимые документы. В пояснениях Лебедева неоднократно информировала таможенный орган об обстоятельствах и фактах перемещения автомобиля (как устно через таможенных представителей, так и письменно).
Но 5 сентября таможенники вынесли решение об отказе в выдаче транспортного средства. Указанные пояснения и дополнительные документы не приняты органом во внимание.
«Объяснения, полученные от заявителя в отношении товара, имели важное значение в части установления, что автомобиль является товаром для личного пользования и не требует таможенного декларирования в виду описанных обстоятельств. Также таможенному органу указывали на необходимость проведения более тщательного контроля и применения мер согласно главе 46 ТК ЕАЭС. Заявителем подтверждено и в полной мере обосновано, что указанное транспортное средство является товаром таможенного Союза…. При рассмотрении заявления о выдаче Астраханским таможенным постом не учтены и не изучены представленные документы. Более того, орган не лишен права самостоятельно изучить и проверить достоверность указанных сведений, запросив информацию в порядке межведомственного взаимодействия как у органов, осуществляющий регистрационный учет, так и у таможенных органов страны выезда (Беларусь)», — пояснила юрист в сфере таможенного дела, бывший сотрудник таможенных органов Алина Дворцова.
По ее словам, вывод таможни о том, что «не представляется возможным рассмотреть вопрос о выдаче транспортного средства со склада СВХ ввиду отсутствия сведений в представленных документах, позволяющих идентифицировать транспортное средство заявителя», является противоречивым и не соответствует действительности.
«Должностные лица имеют реальную возможность ногами дойти до места хранения транспорта, посмотреть на него глазами. Этими же глазами сравнить цвет, марку, номерные знаки автомобиля с информацией, направленной заявителем в таможенный орган, и произвести в уме несложное логическое умозаключение, что машина на СВХ и машина в документах — равно одна и та же машина», — подчеркнула Дворцова.
По словам адвоката, при порте и посте есть таможенные брокеры, оказывающие помощь в оформлении за деньги, которые делают все, чтобы максимально дорого и неправомерно растаможить товары. Есть подозрения и в аффилированности, в результате чего не было предпринято мер по оформлению авто и должного подхода к решению указанного вопроса в интересах Натальи.
Плюс ко всему, таможенным представителем было предложено безоговорочно оплатить все затребованные платежи «вопреки всем разумным и объективным доказательствам», которые подтверждают, что эти требования неправомерны (договоры с таможенным представителем от 18.07.2024 №125-24/268, от 18.07.2024 №274-24), указала юрист.
Лишь 11 октября 2024 года из Астраханской таможни на имя директора Астраханского морского порта было направлено письмо с разрешением на выдачу автомобиля и возврата его владельцу.
Лебедева обратилась в прокуратуру с жалобой на действия должностных лиц Астраханской таможни, отказ в выдаче машины, а также принять меры прокурорского реагирования и обязать таможенный орган провести служебную проверку.
В итоге 17 января 2025 года из транспортной прокуратуры Наталье пришел ответ о том, что представление в отношении и. о. начальника Астраханской таможни рассмотрено и удовлетворено, «приняты меры к устранению нарушений закона, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности».
Кроме этого, машина стояла на СВХ — это платная услуга, которая стоила 2000 рублей в сутки. Перерасчет хранения также сделали в пользу Лебедевой.
Источник: Агентство судебной информации «Громкое дело»