+7 (916) 902 00 80

info@gromkoedelo.ru
Услуги О проекте Контакты Карта сайта
18 Февраля, Вторник$91.4395.8
ПОИСК ПО САЙТУ
Роскомнадзор Интеллектуальная собственность ФНС Адвокатура Арбитраж Законодательство ФСПП Банкротства ФСБ Минобороны, СВО Коррупция Нотариат Корпоративные споры Госдума Мошенничество ФСИН Хищения Следственный комитет Взятки Правозащита МВД Гражданские дела Минюст Экономические преступления Прокуратура Уголовные преступления Громкие дела
Фото: ТАСС
СТАТЬИ

Снег с крыши или сломанная нога: юрист рассказал, какие коммунальные конфликты доходят до суда

13.01.2025 09:15 110

Собственник квартиры может взыскать 50% от суммы незаконно начисленной ему квитанции за ЖКУ и за иные нарушения поставки коммунальных ресурсов

Споры между УК (управляющими компаниями) и жильцами многоэтажек — частое явление для России. Какие из них чаще всего доходят до суда, какие законы защищают интересы граждан и почему коммунальщики становятся жертвами этих конфликтов? Об этом порталу «Громкое дело» рассказывает юрист Вячеслав Мещеряков.

Какие законы защищают жильцов многоэтажек?

«Жители многоквартирных домов получают коммунальные услуги. А значит, главный закон, который защищает их интересы — это Федеральный закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон ОЗПП). Он регулирует отношения граждан (потребителей товаров и услуг), в том числе и с управляющими компаниями. Кроме того, интересы собственников квартир защищает Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), далее – Постановление №354.

Кстати, осенью 2024 года госпошлины для подачи исковых заявлений в суд существенно выросли, однако люди, которые подают в суд на УК или ТСЖ в рамках Закона о защите прав потребителей, от этих уплат освобождены.

В последние годы в законодательство внесли изменения, которые не только защищают потребителей коммунальных услуг, но и позволяют им получить денежную компенсацию. Так, собственник квартиры может взыскать 50% от суммы незаконно начисленной ему квитанции за ЖКУ и за иные нарушения поставки коммунальных ресурсов (ч. 6 ст. 13 Закона ОЗПП, и п. 157 Постановления 354). Скажем, гражданину сделали перерасчет за отопление и выставили ему сумму, которая в два раза превышает ту, которую он действительно должен заплатить. Сначала человеку нужно предъявить претензию в УК (или поставщику коммунального ресурса, если собственник оплачивает услуги им напрямую), и если она отказывается устранить правонарушение — обратиться с иском в суд. Такая практика уже имеется.

На защиту жильцов многоэтажек встает и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». В частности, именно он запрещает коммунальщикам вывешивать списки с должниками или наклеивать какие-нибудь предупреждающие записки с суммами долга на почтовые ящики. Это уже считается раскрытием финансового состояния собственника квартиры, и за это Роскомнадзор сурово штрафует».

Собрания жильцов и перепланировки: самые частые причины конфликтов с УК

Предметов спора между жильцами и УК огромное множество. Например, это незаконные перепланировки, переплаты за коммунальные услуги, разделение лицевых счетов — когда собственники конфликтуют друг с другом, споры из-за аварийных ситуаций — это может быть протечка труб, захват общего имущества, порча имущества из-за халатной работы УК и пр. Однако, вопреки стереотипам, жертвами коммунальных конфликтов выступают не только жильцы многоэтажек, но и управляющие компании. По опыту, это соотношение делится 50% на 50%. При этом очень часто обвинения в адрес УК возникают из-за недостаточной информированности о работе УК, а также из-за недостаточного знания законодательства, так как многие люди знают свои права, но не вспоминают свои обязанности.

В интернете много статей о том, что и как должна делать УК. Люди «начитаются», получат поверхностные знания, а затем начинают предъявлять необоснованные претензии к работе УК, либо требовать от нее каких-то действий.

WhatsApp Image 2024-12-19 at 11.19.26 (1).jpeg

Фото: Вячеслав Мещеряков

Пример из моей практики. Произошел засор уличного канализационного колодца. Как правило, причиной такой аварии является засор внутриквартальных канализационных труб, за которые отвечает поставщик холодной воды. Этим поставщиком в Самаре является ООО «Самарские коммунальные системы», аварийные бригады которой можно прождать до 3-4 недель. Все это время из колодца текли канализационные стоки, а жители были вынуждены терпеть зловонные запахи. Они жаловались в районную и городскую администрацию, прокуратуру, министерство энергетики и ЖКХ — бесполезно. И несмотря на то, что виновник в данной ситуации — ресурсоснабжающая организация, жители все равно обвиняли в бездействии УК. Хотя управляющая компания сделала все, что от нее зависит, то есть подала — и неоднократно, заявку в ресурсоснабжающую организацию.

Зимой причиной судебных конфликтов становится снег. Иски подают автовладельцы: снег/ледяные глыбы, сброшенные или упавшие с крыши, портят их движимое имущество. Граждане, естественно, пытаются призвать к ответственности УК. Был в моей практике случай: человек пытался взыскать с УК деньги за ремонт авто, на который обрушился снег. И в качестве доказательства использовал видео с камер видеонаблюдения. На записи, действительно, видно, как с высоты падает глыба снега. Но именно она ли упала на автомобиль, который фигурирует в иске? На видео этот момент не зафиксирован. А есть ли доказательства, что снег упал именно с общей крыши многоэтажки, а не с балкона, который самовольно сделал кто-то из собственников? Нюансов очень много, ситуации спорные, потому не всегда суд может вынести однозначное решение. Распространены аналогичные ситуации с деревьями, упавшими на автомобиль. Дерево было больным или здоровым? Находилось ли оно на территории, за которую несет ответственность УК?

Еще одна частая претензия, с которой жильцы многоэтажек обращаются в суд — это халатная работа коммунальщиков зимой. Граждане массово жалуются на нечищенные дворы и скользкие тротуары. И пытаются призвать к ответственности УК за травмы и переломы, полученные на улице. И здесь очень много нюансов, и не факт, что суд всегда поддержит истца. Например, одной женщине, которая поскользнулась на крыльце подъезда и сломала ногу, отказали в компенсации от УК, так как она была выпившей — возвращалась домой после корпоратива. Действительно ли человек поскользнулся на гололеде, или он решил «заработать» на УК? А может, пострадавшая и вовсе поскользнусь в другом месте, а утверждает, что во дворе дома?»

«Нарушение лицензионных требований»

В административном кодексе есть статья «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований» (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), по которой минимальный штраф по для УК — 250 тыс. рублей. Закон относит сюда практически любое, даже самое мелкое правонарушение со стороны УК. Это, безусловно, очень сильно осложняет работу управляющих компаний, ведь многие граждане, которые подают на коммунальщиков жалобы в надзорные органы, не всегда знают о последствиях, которые ожидают УК.

 Могут быть и такие ситуации, когда надзорный орган дважды выписывает предписание за одно и то же правонарушение, а УК его не исполняет, или делает это не сразу. В этом случае, даже если управляющая компания оплатила штраф, дом, которым она управляет, могут исключить из реестра лицензий».

Источник: Агентство судебной информации «Громкое дело»

Громкие дела, Уголовные преступления, Гражданские дела, Правозащита, Следственный комитет, Мошенничество, Законодательство, Адвокатура

Взаимодействие и партнерство

tass-e1552291245243.png